Страница в работе
В июне 2022 года здесь появятся обновленный раздел.

10 дней молчания и медитации: что можно узнать о себе?

«Я начал чувствовать запахи, которые не чувствовал раньше. Понял, что в прошлой жизни был заключенным, которого осудили за рукоприкладство». Разработчик сайтов Александр Хлебодаров десять дней соблюдал обет молчания и практиковал випассану. О сложностях, которые пришлось преодолеть, открытиях и опасностях слишком глубоких погружений в медитацию он рассказал психологу Екатерине Счасной для журнала Psychologies.
Когда Александр сказал, что отправляется в подмосковный Центр випассаны Дхамма Дуллабха, чтобы принять обет молчания на 10 дней, меня это заинтриговало. Вспомнился фильм «Ешь. Молись. Люби», в котором героиня Джулии Робертс в части «Молись» отправилась медитировать в Индию. В фильме те, кто принял обет молчания, надевали специальные таблички с надписью «I am in silence». Дословно переводится: «Я в тишине».
Парень задумался у ноутбука
Но это фильм, а здесь реальный человек, который разговаривает с тобой на одном языке и готов поделиться ощущениями от полученного опыта. Может рассказать, что чувствует тот, кто погружается на 10 дней в молчание и медитирует. Меня интересовало все, начиная от организации процесса в целом, заканчивая тем, какие глубинные изменения произошли с ним за эти десять дней.

Екатерина: С чего все началось? Что побудило участвовать в десятидневной медитации и принять этот обет?

Александр Хлебодаров Четыре года назад я впервые узнал про медитацию и технику випассана от друга. К тому времени он прошел этот курс и с воодушевлением рассказал мне об опыте. Я был в шоке. Заинтересовался темой медитации и стал узнавать о ней из разных источников. Но медитировать начал спустя три года. Сначала по 10-15 минут несколько раз в неделю, потом 30 минут ежедневно. Меня это умиротворяло. Я сидел, следил за дыханием, отвлекался на мысли, замечал это и опять возвращался к дыханию. Через несколько месяцев пришло понимание, что теперь я готов, хочу отправиться на этот курс и научиться чему-то большему в медитации. К тому времени многие друзья там побывали.

Екатерина: Как в этом центре все устроено?

Александр Хлебодаров Есть несколько корпусов: столовая, мужской корпус, женский корпус, технические помещения. Все комфортно, есть отопление, электричество, вода. Мы жили в комнатах по четыре человека. Каждая кровать отгорожена занавеской. Как только прибыли, у нас забрали телефоны, чтобы не было никакой связи с внешним миром, накормили ужином. Перед сном состоялась полуторачасовая медитация, на которой все приняли обет молчания.
Ограничение свободы было самым сложным для меня в течение пребывания.
Они это называют «соблюдать Благородную Тишину». Нельзя разговаривать друг с другом и вообще никак контактировать с другими участниками (ни глазами, ни звуками, ни жестами, ни записками). Можно обращаться только к учителю в отведенные для вопросов часы и к организаторам по бытовым вопросам.

С женщинами мы встречались только в общем зале медитации. Это был большой зал, разделенный широким проходом на две части. Слева сидели мужчины, справа женщины. Сегрегация полов — одно из правил, которые нельзя нарушать.

Екатерина: Были еще какие-то предписания?

Александр Хлебодаров Необходимо воздерживаться от:

  • убийства живых существ;
  • воровства;
  • лжи;
  • приема любых опьяняющих веществ;
  • всех видов сексуальной активности и чувственных развлечений.
Для старых участников, которые на этом курсе не первый раз, действовали дополнительные правила:

  • воздерживаться от приема пищи после полудня;
  • не спать на высоких, слишком мягких кроватях;
  • не использовать украшения.

    Екатерина: Как были одеты люди?

    Парень задумался у ноутбука
    Александр Хлебодаров В обычную повседневную одежду. Странно был одет только учитель. Он приехал из Индии, и на нем были национальные одеяния.

    Екатерина: Как проходил ужин?

    Парень задумался у ноутбука
    Александр Хлебодаров Прием пищи происходил так: все приходят в столовую, встают в очередь. Стоят чаны с едой. Например, в одном чане может быть суп, в другом рис, в третьем — хлеб, приправы и чай. Можно использовать только одну миску и одну ложку. Я накладывал еду поочередно: положил в миску рис, съел и налил туда же суп. На ужин только фрукты и чай. Но в целом еда была разнообразная. Меня поначалу преследовало ощущение, что ее мало, хотя всегда хватало. И никто не ограничивал, можно было брать добавку сколько угодно раз. Но ощущение, что могу остаться голодным, у меня было. Я сначала переедал. Потом приноровился, ел в меру.

    Екатерина: В какое время вы вставали утром? Был какой-то распорядок дня?

    Александр Хлебодаров Вставали мы в 4 утра по гонгу. В 4:30 была первая медитация. Она длилась до 6:30. Была самой тяжелой для меня. Хотелось спать. После завтрака медитации с небольшими перерывами до вечера.

    Расписание:

    4:00 Утренний колокол — подъем

    4:30-6:30 Медитация в зале или в своей комнате

    6:30-8:00 Перерыв на завтрак

    8:00-9:00 Общая медитация в зале

    9:00-11:00 Медитация в зале или в комнате (по усмотрению учителя)

    11:00-12:00 Перерыв на обед

    12:00-13:00 Отдых и личные встречи с учителем

    13:00-14:30 Медитация в зале или в своей комнате

    14:30-15:30 Общая медитация в зале

    15:30-17:00 Медитация в зале или в комнате (по усмотрению учителя)

    17:00-18:00 Перерыв на чай

    18:00-19:00 Общая медитация в зале

    19:00-20:15 Беседа учителя в зале

    20:15-21:00 Общая медитация в зале

    21:00-21:30 Время для вопросов в зале

    21:30 Отход ко сну в своей комнате. Выключается свет

    Екатерина: Вы выходили на улицу?

    Мужчина стоит на яхте
    Александр Хлебодаров Да, в перерывах можно было гулять по огороженной территории. Так как контактировать нельзя, все просто ходят, смотрят в землю в основном. Очень грустная атмосфера (смеется). Руки за спиной, лицо в пол, ходишь, размышляешь… Мне кажется, что ограничение свободы было вообще самым сложным для меня в течение всего пребывания. У меня работал внутренний счетчик. Каждый день я считал: осталось 9 дней, осталось 8 дней и так далее.

    Екатерина: Считали вплоть до десятого дня или потом привыкли?

    Александр Хлебодаров Нет, не привык, так и считал. Было очень тяжело на 5-6-й день. Когда вроде бы половина пройдена, но осталось еще столько же. В это время мы по полной погрузились в технику. Появились глубокие переживания. Если в первые дни были мысли типа «хорошо бы круассан сейчас съесть», на 5-й день стали всплывать давно забытые воспоминания из детства, к котором я вообще никогда не возвращался в повседневной жизни. Они вызывали сильные эмоции.

    Екатерина: Расскажите о технике випассаны, как вы ее выполняли?

    Александр Хлебодаров Сделаю оговорку: расскажу то, как я это понял. Могу исказить, потому, что это лично мое понимание. Первые три дня медитации мы учились следить за дыханием. Задача состояла только в том, чтобы не отвлекаться на разные мысли, следить за дыханием и за ощущениями в треугольнике на лице (участок от носа до нижней губы). К третьему дню мы сузили область, она ограничивалась промежутком между носом и верхней губой.

    Дошло до того, что я дышал и чувствовал, как воздух гуляет по коже, касается волосков над верхней губой. Я узнал, что, оказывается, дышу либо одной ноздрей, либо другой, но не двумя одновременно. Одна обычно заложена, даже если здоров. Мы тренировали внимание на маленьком участке, чтобы оно наточилось как нож.
    Мужчина стоит на яхте
    На 4-й день началось обучение уже непосредственно технике випассаны. Суть в том, что надо следить за всем телом, начиная от макушки и спускаясь вниз к ногам. Двигаться вниманием по всему телу, не пропуская ни одного участка. Важно осознавать ощущения в теле и наблюдать за ними. Поначалу их совсем нет, потом они постепенно появляются. На 5-й день мы уже отслеживали все тело целиком. Разница была лишь в том, что на 5-й день я отслеживал поочередно сначала одну, потом вторую руку. А к 7-8-му дню я проходился вниманием уже по обеим рукам одновременно. И глубина ощущений и переживаний усиливалась с каждым днем.

    Екатерина: Какие это ощущения?

    Александр Хлебодаров Покалывания, боль, пульсация… В випассане важен принцип — анитча. Принимать все как есть. Появилось ощущение в теле — наблюдаешь за ним. Важно не захватываться этим ощущением и не возвращаться к нему. Чтобы не появилась санкара влечения (зависимость от желаний, от приятного) или санкара отвращения (зацикленность на негативных переживаниях, на боли). Чтобы ум был уравновешен.

    Екатерина: Для чего нужно следить за ощущениями?

    Александр Хлебодаров Сначала появляется ощущение в теле. Это ощущение — как провокация, толчок, который будит важные воспоминания, давно забытые или вытесненные из памяти из-за их травматичности. Накатывают эмоции. Важно не погружаться в эти эмоции, но наблюдать за ними как бы со стороны.
    Странно было слышать свой голос, потому что привык слышать его в голове.
    Постепенно воспоминание растворяется, и ты возвращаешься к дыханию. Эмоции исчезают, и это переживание тебя больше не беспокоит. На 5-6-й день, например, я вспомнил ситуацию из детства, которую полностью вытеснил из памяти. Это воспоминание объяснило мне, почему у меня проблемы с отстаиванием личных границ.

    Екатерина: Можете поделиться этим воспоминанием?

    Александр Хлебодаров Мне года четыре, я играл во дворе дома. Со мной хотела играть соседская девочка, но я не хотел и сказал ей об этом. Она проигнорировала мои слова и стала перелезать через забор ко мне во двор. Мне это очень не понравилось. Я даже немного испугался и побежал к калитке, за которой без поводка бегала наша агрессивная собака. Девочка пошла за мной, собака рванула к ней. К счастью, брат успел отогнать собаку. Все обошлось. Но меня очень сильно наказали за то, что я открыл калитку, а еще больше застыдили.

    Я испытал тогда сильнейшее чувство стыда и испуг. Теперь осознал, что такое же чувство у меня возникает в ситуациях, когда отстаиваю границы уже во взрослой жизни. На мою территорию один раз напали, и я агрессивно, злобно попытался ее «защитить». Это обратилось для меня стыдом. Теперь боюсь защищать свои границы, потому что это «стыдно», потому что подвергаю серьезной опасности того человека, который их нарушает. Чувствую себя виноватым, когда это делаю. Если сказать коротко, установка такая: «Защищать свои границы — стыдно и опасно». Таких переживаний, основательных, глубоких, было несколько.

    Екатерина: При помощи чего уходят неприятные ощущения и эмоции?

    Александр Хлебодаров Я понимаю это так: психологические травмы создают зажимы и блоки в теле, они порождают ощущения, которые мы испытываем во время медитации. Ощущение в теле как сигнал, который напоминает о чем-то, что в тебе глубоко укоренилось, от чего надо избавиться. И дальше уже свою работу делает мозг. Направляет тебе воспоминание — причину этого блока. Наблюдая за переживаниями, не увлекаясь ими и не зацикливаясь на них, но воспринимая их как поток, мы их прорабатываем. В результате они уходят и перестают тревожить.

    Екатерина: Какие ощущения и переживания были в следующие дни?

    Александр Хлебодаров На 8-й день погрузился слишком глубоко. Я как будто вспомнил себя в прошлой жизни. Началось с того, что почувствовал крайне неприятное ощущение за лопаткой. Первая ассоциация, которая меня посетила, — это замах перед ударом. Потом почувствовал запрет — «нельзя проявлять агрессию». В голове всплыла фантазия, как будто в прошлой жизни я был заключенным, которого осудили за рукоприкладство. Это стало для меня объяснением того факта, что за все 22 года никогда, ни разу не дрался!

    Это же прояснило мне, почему так плохо чувствовал себя, когда гулял по территории парка. Я очень болезненно воспринимаю ограничение свободы. Постоянно перемещаюсь по стране, часто меняю место проживания. Скажу честно, эта фантазия меня напугала. И в этот момент я понял, что так глубоко погружаться мне не нужно. Что именно сейчас мне пора остановиться. С того момента решил не «работать прилежно». И 9,10-й день просто планировал, мечтал.

    Екатерина: В группе были случаи, когда кто-то переборщил с медитациями?

    Александр Хлебодаров На нашем курсе был случай истерики у девушки. На 10-й день, когда уже даже был снят обет молчания. Из 100 человек 5 покинули курс в середине.

    Екатерина: Что вам дал этот опыт?

    Александр Хлебодаров Я научился избавляться от негативных эмоций и переживаний. Например, если раньше после ссоры мог злиться по восемь часов, то, практикуя випассану, сократил это время до 2-3 часов. Мне стало проще проживать ситуации, которые раньше ставили меня в тупик. Например, тревога из-за денег. Я как фрилансер не могу спланировать заработок в долгосрочной перспективе. Раньше подобные переживания чрезмерно меня захватывали. Сейчас же воспринимаю эту ситуацию как поток жизни. Не беспокоюсь излишне.
    Мужчина стоит на яхте
    Еще пример: раньше, когда происходило что-то неприятное в работе, я «замирал». Не осознавая этих переживаний, убегал в сериалы, сон до обеда, поедание сладостей, лишь бы не сталкиваться с неприятными ощущениями. Теперь наблюдаю и говорю себе: «Ага, мне страшно, что заказчик не примет работу и мне будет стыдно». Это помогает избежать прокрастинации. Раньше я мог так замереть на пару недель. Сейчас это время сократилось до нескольких дней.

    Екатерина: Как вы возвращались обратно в реальность?

    Александр Хлебодаров Десятый день был днем реабилитации. В 9 утра сняли обет молчания. Но мне говорить особо не хотелось. Странно было слышать свой голос, потому что привык слышать его в голове. Голова формулировала мысли быстрее, чем язык произносил. И мысли все время улетали. Это длилось первые три-четыре часа. Было волнительно ехать в метро. Шум, много запахов. У меня там очень сильно обострилось обоняние. В первые дни, когда проходил мимо куста роз, даже не обращал на него внимания. На 10-й день чувствовал, как роза пахнет!

    Екатерина: Если не секрет, сколько стоил этот курс?

    Александр Хлебодаров Организация работает за пожертвования. Ты платишь, если хочешь, в конце курса, отдаешь столько, сколько считаешь нужным, сколько можешь себе позволить. Поэтому желающих достаточно много. Я регистрировался за 2 месяца. Регистрация открывалась в определенный день в 7 утра. И надо было сидеть у компьютера, постоянно обновляя страницу, чтобы сразу же зарегистрироваться. За 5 минут набирается 100 человек, есть риск не попасть.

    Екатерина: Кому посоветуете пройти подобный курс?

    Александр Хлебодаров Советовать не буду. Желание должно само возникнуть вместе с готовностью. Человек должен сам понять, что ему это нужно.

    После разговора с Александром я задумалась, а смогла бы так сама? Пожалуй, раньше, до рождения ребенка, смогла бы, было бы любопытно получить такой опыт. Но сейчас долгая разлука с ребенком для меня невообразима. Еще один момент, который вызвал сопротивление, — санкара влечения. Я люблю удовольствия, не хочу думать о том, что это пройдет.
    Фото: Skitterphoto | pexels.com | CC
    Екатерина Счасная
    Автор блога
    Понравилась статья?
    Поделитесь с друзьями:
    Или поддержите развитие блога
    Чтобы я могла сделать его еще круче!
    Читайте следующие статьи:
    Подпишитесь на рассылку новых статей
    Два раза в месяц я буду отправлять вам новые статьи